Форум -> Наши следы

О том, как мы c Лизой отдыхали в Болгарии

Отчет состоит из трех частей. Вторая самая динамичная.

Часть первая

Фото 1

Началось все с Лизиного звонка в четверг около девяти вечера седьмого сентября. Я как раз шла на работу, а Лизе приспичило искупаться в море и как можно скорее. Она где-то раздобыла горячий тур в Болгарию за 7500 р. на человека и, видимо, решила, что одной ехать скучно. Я оперативно согласилась, и в понедельник 11-го мы уже летели на море. 11 и 12 все как полагается: море, солнце, песок по всему номеру, коктейли рестораны. Но сколько же можно вести такой пассивный образ жизни?

И мы отправились в горы. Тут надо заметить, что это планировалось заранее и у нас с собой были рюкзаки, спальники, пенки и палатка. Правда вот я почему-то до последнего была уверена, что планируется легкая прогулка по близлежащим холмам, но не тут-то было! Набив рюкзаки вещами и едой (палатку оставили в гостинице, т.к. посмотрев на карту повнимательнее (в Москве, естессно не шмогли)) выяснили, что есть симпатичные маршруты от кемпинга до кемпинга. Хорошо хоть, что спальники и пенки взяли). Так вот, на автовокзале Солнечного Берега в 8.20 утра сели на автобус и поехали.

Следует заметить, что "Рила Планина", т.е. искомые горы, находятся строго на противоположном конце Болгарии, так что перлись мы туда примерно часов 11. В Болгарии очень удобная система автобусов, все очень дешево (если выехать из турзоны) и большинство болгаров понимают и даже говорят по-русски. Маршрут был такой: Солнечный Берег – Пловдив (второй по величине город) – Самоков – Мальовица. В Мальовицу из Самокова мы добрались уже на такси, потому что автобусы после 16 перестают ходить. Мальовица находится прямо у подножия горного массива Рила, это идеальная отправная точка. Там мы купили карту гор, местная тетенька из школы альпинизма сказала, что нам "туда" и заверила, что идти до ближайшего кемпинга час, так что как раз до темноты дойдем. Мы гордо вошли в Национальный Парк Рила и потопали по широкой, старательно утоптанной многими туристами тропе, в направлении ближайшей хижи (кемпинг по-местному). Как я и предполагала, мы шли среди поросших лесом живописных холмов, где-то справа шумела горная речушка, все было очень мирно и симпатично.Сумерки еще не успели сгуститься, как мы пришли к Хижа Мальовица (примерно восемь вечера), где нас ждали ужин, душ и бунгало. Бунгало – это такая деревянная палатка, но с электричеством и обогревателем. Ночевка обошлась нам всего 170р на двоих, еда тоже очень дешевая, а хозяйка свободно говорила по-русски, т.к. ее мама родом из Воронежа. В 9 часов утра мы позавтракали и почесали по маркированной тропе к Семи Озерам. Путеводитель заверил нас, что за семь часов дойдем.

Фото 2

Тут и началась настоящая горная красота. Живописные холмы быстро остались позади и мы (к моему удивлению и в соответствие с Лизиными ожиданиями) оказались в горах. Каменные вершины, уходящие в облака, горные озера, даже мемориальные плиты в память о погибших альпинистах и небывалые красоты. Честно говоря, от такой красоты просто хотелось плакать, покрайней мере мне, потому что я думала, что после Тянь-Шаня в горы уже не попаду. В общем, мой бедный язык это описать не в состоянии, фотки прилагаются.

Первую часть пути шли в основном по морене вверх. Ориентироваться было легко, т.к. тропа там хорошо маркирована, видать часто ходят. Мне было не особо тяжело, Лиза пыхтела, но фотографировала и шла. Часов через пять карабканья по камням преодолели первый преревал. И... посмотрели вниз. Там была наша награда за усилия и усталость – потрясающий вид горных вершин, дикой природы, убегающей вниз по долине речки и сверкающие на солнце Купола Рильского монастыря, о котором мы ни раз вспомним в последствие. Мы присели, перекусили, потеряли тропу, нашли тропу и тут пополз туман. Он уверенно наступал снизу и вползал на вершину тонкими змейками. Панорамный вид исчез, но видимость пути сохранилась хорошая, так что мы оделись потеплее и пошли. Вскоре нам встретилась парочка туристов и они сказали, что до Хижи Семь Озер идти еще часов пять. Как-то взгрустнулось. Дальше наш путь пролегал по хребту, мы то спускались, то поднимались, находясь на высоте примерно 2500м. Мы попрежнему любовались красотами, а по левую руку, в долине все также сверкали купола Рильского монастыря. Кстати, я выяснила, что если идти в своем темпе, ни на кого не ориентируясь, то можно идти и идти и идти, практически не уставая. Лиза поминутно останавливалась, чтобы фотографировать, ведь память ее фотоаппарата зашкаливает за 900! снимков, так что я ее сильно обогнала. Часа через четыре нас догнали трое местных альпинистов на пенсии и, кратко изложив свою биографию, вспомнив русско-турецкую войну, выразили благодарность народу-освободителю на болгарско-русском наречии и посоветовали идти с ними до хижи Иван Вазов, т.к. до хижи Семь Озер, пилить еще часа три.

Часть вторая

Фото 3

Но наши не сдаются! Мы же хотели увидеть целых семь озер с вершины, что маячила вдалеке. Еще через часик, оценив уровень освещения, мы решили, что надо поторапливаться по принципу "время есть - срежем", и поперли напрямки. Естественно вышли к обрыву. Вид оттуда открывался красивый, но скальный. Под нами были "бараньи лбы" (каменные выпуклые обрывы), по которым полагается спускаться дюльфером. Лиза, заценив обстановку сказала, что теоретически можно попробовать... Я со знанием дела отправила ее нафиг, и мы вернулись на тропу. А солнце близилось к закату. Тропа стала вести себя странно. До этого мы шли ориентируясь на красные метки и туры (башенки из камней), и на карте тропа была красной, а тут она стала трехцветной. Ну да ладно. Смеркалось. С очередного перевала мы таки сумели разглядеть заветную Хижу (виды озер нас уже не волновали), которая находилась еще за парочкой перевалов. Я начала волноваться, заставила Лизу спрятать фотоаппарат (она почти не сопротивлялась, т.к. от усталости стала мягкой и пушистой) и мы почесали с удвоенной энергией. Лизе было тяжело и мы досчитали до открытия 26 дыхания, потом сбились со счета. Мысль о ночевке где-то на тропе казалась неспортивной. К счастью, тропа решила обогнуть перевал. Часов в восемь вечера дошли. Думали до Хижи. Нифига. Это было что-то вроде домика лесника. Лесники сказали, что до хижи всего полчаса, даже меньше – "туда" и путь неопасный. Лиза громко сказала "НЕТ!", я тихо подумала о своем, мы включили фонарики и поперли. Примерно за 10 минут до наступления кромешной тьмы мы дошли! Ура! Дошли аж до порога. Лиза села там и ушла в глубокую медитацию, глядя на звезды. Подстава была в том, что нам дали комнату на втором! этаже, а это означало снова вверх. Я оттащила свой рюкзак, Лизин, умылась, вывела Лизу из транса и мы пошли ужинать.

Эта хижа представляла собой небольшой каменный домик на берегу горного озера с комнатами на 8-10 постелей (без печки) на втором этаже и столовой с печкой на первом. Кормили там по-домашнему: суп, котлеты с картошкой, чай. В общем, кайф. Там же познакомились с парой из Словакии – Даниэль и Янка, и мальчиком из Англии – Ричард, все примерно нашего возраста. Они тоже пришли погулять по горам. Замечательные ребята, было весело. Ричард предложил сразиться в шахматы. Я вызвалась играть за РФ и с позором продула. Объяснила это тем, что после 12 часов "кламбинга" мозги не варят. Но тут за дело взялась Лиза – внучка тренера по шахматам – и показала англикозу, где раки зимуют! Он сдался и честь Родины была спасена.

Фото 4

Утром вышли около девяти и направились к Рильскому монастырю. Мы с Лизой вышли первыми, так как собирались идти медленно и с фотоаппаратом (Лиза – почти профессиональный фотограф). Местные сказали, что идти часов 7. В общем, как обычно, прикинули мы. Примерно через час мы сделали привал у водопада и там нас нагнали Ричард, Янка и Даниэль. У Ричарда прорезался мениск, он прихрамывал, так что шли мы медленно, любуясь видами, которые пропустили в предыдущий день. Поднявшись на очередную гору, мы сделали привал. Под нами синели все семь озер, зеленели и каменели горы, кое-где виднелся снег. Красота необыкновенная, хотелось петь и плясать от радости. Еще через пару часов дошли до развилки. Янка и Даниэль решили пойти по синему пути, который шел в основном по хребту, а мы по иному. Дело в том, что в предыдущий день (когда Лиза чуть не сдохла от усталости) местные альпинисты на пенсии показали нам более легкий путь вдоль реки, т.е. по долине, не маркированный, но обозначенный на карте. Лиза сказала, что в гору больше не пойдет, Ричард тоже предпочел "the shorter and easier way" ну и я по умолчанию. Со словаками договорились встретиться в монастыре. Короче пошли мы втроем по принципу "время есть - срежем". По нашим расчетам идти было часов пять.

Фото 3

И тут мы подходим к самой драматичной части повествования. Товарищи туристы, ходите по тропам, не срезайте путь и не слушайте местных альпинистов пенсионного возраста. Нет, ну тропа там в принципе была. И шли мы низом. Первые часа два. А потом начался полный кламбинг, я узнала много новых слов на английском, а во время очередного облезания обрыва Ричард повредил ногу. В общем эта тропа неумолимо шла вверх, периодически исчезая. Судя по всему, в последний раз по ней ходили пару лет назад, а потом бросили, ибо тяжело и опасно. Мы шли-лезли-ползли траверсом по достаточно крутому склону, где-то внизу шумела горная река, ноги разъезжались, было очень страшно от того, что можно легко улететь вниз и в неизвестность... Короче, пули свистели над нашими головами. Часам к пяти вечера я уже забеспокоилась серьезно. Усталости не было (видимо за счет сильно повысившегося выброса адреналина), но перспективы не было тоже. Я шла впереди, за мной на расстоянии видимости-слышимости Лиза, а за ней полз бедный Ричард. Он не смотря ни на что держался молодцом. В какой-то момент нас остановил его душераздирающий вопль – опять подвернул ногу. А дислокация наша все это время была такова, что не то что лечь, даже присесть или нормально встать было негде. А Ричард, сказал, что ему совсем хреново и он будет ночевать тут. Но "тут" ночевать было негде, так что мы уговорили его идти дальше, хотя бы до места, где можно будет положить или посадить спальник. А чтобы ему было легче, дали обезболивающее – кетанофф. Кстати, Кетанофф к использованию в Европе запрещен. Уж не знаю сколько таблеток сожрал Ричард, но (как он потом рассказывал) его заглючило. Пропахав с нами еще полчасика вверх, он сказал, что ему на все в этой жизни плевать и он пойдет прямо вниз, до реки и по ней в монастырь. Мысль отчасти здравая, потому что по карте река выводила прямо к монастырю. Но, спуск был опасный и возможно внизу были скалы, мы уже давно не знали где мы есть на карте, но покрайней мере были на "тропе". А, как говаривал Олег, наш инструктор по горному туризму: тропа, она умнее человека. Но заглючившему Ричарду ничто не могло воспрепятствовать в его настойчивом желании уйти в монастырь вброд, так что он поехал вниз. А мы поперли дальше. Честно говоря было страшно. Мы карабкались, опираясь на палки, Лиза совсем выдохлась и просила меня не отходить от нее, впереди какая-то хренотень, по ногами обрывы и где мы, черт побери. В какой-то момент я-таки не удержалась. Сорвалась, но удачно повисла, схватившись руками за ствол очень кстати стоявшего дерева. Успела подумать:"как в кино", оперативно подтянулась и вылезла. Оказывается, когда очень хочется жить, просыпается неожиданная ловкость и гибкость. Короче, солнце близилось к закату, а золотые купола Рильского монастыря, основанного в десятом веке в таком замечательном месте, нам не светили.

Примерно за час до темноты, пройдя положенные 12 часов, мы стали искать место для ночлега. Тропа как раз совсем исчезла (видно тот, кто ее прокладывал тоже вконец задолбался), и мы решили – была ни была, идем на спуск, завтра пойдем по реке. Как я мечтала о веревке на этом спуске! Для облегчения пути пустили рюкзаки самосбросом до ближайшей скалы, где они благополучно затормозили, и стали нас ждать. Хочу заметить, что сотовый телефон, находившийся в клапане, (о чем я вспомнила пост фактум) остался жив. Догнали рюкзаки и продолжили спуск, частичным съезжанием на попе. Лиза, которая к тому моменту проявила уже все чудеса героизма, особенно заценила этот облегченный вид кламбинга. Она радостно ехала-ползла за мной, спуская на меня все близлежащие камни. При этом она кричала: "Катя! Осторожно! Камень!" На слове "камень" мимо меня обычно проносился булыжник, спущенный, к счастью, не очень прицельно. К концу нашего безнадежного мероприятия Лиза научилась кричать "Катя! Камень!", а потом и просто "Камень!", что увеличило скорость реагирования. В общем, мы нашли площадку примерно метр на полтора, повыдергивали камни, нарвали папортника и устроились на ночевку. Перед этим я на чистом адреналине сгоняла к реке набрать воды и оценить обстановку. Оценила, что метров сто по реке пройти точно можно, а дальше не знаю, потому что она уходит вниз. В это время бедная Лиза сидела не в силах пошевелиться и звала меня. Я ее, естественно, не слышала из-за шума реки, а она думала, что мое молчание вызвано более трагическими причинами и очень расстроилась. Зато когда я доползла обратно, она от восторга выпустила из рук напузную сумочку с нашими паспортами и авиабилетами, и в следующие несколько секунд мы наблюдали, как все это катится по склону к реке, равномерно набирая скорость. Поскольку уже почти стемнело, она быстро укатилась из нашего поля зрения, а потом пропал и шум падения. Вариантов было два: либо за что-то зацепилась и остановилась, либо ушла в плаванье. Я сказала "пиздец", и честно говоря, это нам показалось наименьшей из проблем. Устроились мы на ночевку, поговорили по душам, выпили Бейлис, написали на всякий случай смски Юле и Тоше, о том где мы примерно находимся, и заснули. К сожалению фоток этой части нашего пути нет, ибо фотографу было не до того.

А утром, проснувшись часов в 7, позавтракав мы спустились к реке и почистили зубы. По дороге нашли заветную сумочку и решили, что это добрый знак. Дальше шли вдоль реки, периодически переходя ее, облезая поверху скалистые берега и уповая на удачу. И удача улыбнулась нам! Примерно через час я обнаружила (нет, не хладный труп геройски павшего Ричарда), а бутылку из по Кока-Колы. Здесь прошли люди!

Туристы, мусорьте в горах: мусор дарит надежду!

Еще через полчаса мы вышли на тропу, показавшуюся нам автотрассой и там был мусор! Я уже представляла себе, как мы выходим в долину и впереди вдалеке сверкают купола Рильского монастыря! Как в друг мы резко вышли из леса и уперлись прямо в автомашину Жигули, припаркованную прямо у стены этого незабвенного Рильского монастыря. Занавес.

Часть третья

Фото 5

Через несколько минут мы, преодевшиеся и умывшиеся, сидели в кафе и пили эспрессо, и мир улыбался нам! И жизнь была прекрасна! И монастырь такой красивый! И люди вокруг!

Триумфально выбросили лизины кроссовки, не пережившие невзгод и тягот путешествия, и обнаружили табличку, прямо у выхода с нашей тропы, которая гласила, что хождение по реке Крушевица и ее переход категорически запрещены и опасны для жизни. За это нужно было... поставить свечку и мы отправились в главный собор. По пути нас перехватил Даниель. Мы кинулись его обнимать и взахлеб рассказывать о нашем походе. Через несколько минут он сказал: "Ok girls, now in English". Сказал, что они нас вчера искали, нашли Ричарда, он был мокрый, грязный и говорить не мог, и они решили, что и мы где-то тут. А потом мы пошли в их с Янкой комнату и приняли горячий душ. И это было потрясающе.

Нашли Ричарда, погуляли по монастырю, купили сувениров, потом все впятером взяли такси и поехали в Рилу, ближайший цивилизованный город. Там Даниель и Янка вышли, а я, Лиза и Ричард поехали в Самоков, чтобы сесть на автобус до Пловдива. В Пловдиве Ричард нас покинул и отправился в Софию, шелестя своими английскими фунтами, которые он нигде не мог поменять. Мы же, выяснив, что последний автобус от нас сбежал, а ближайший поезд в 00.55 ночи, отправились гулять по городу. Историческая часть Пловдива очень красивая,(хоть и расположена на холме: чертов кламбинг!)), узкие улочки, маленькие домики, сувенирные магазинчики и множество кафе и ресторанчиков. Обнаружился также римский амфитеатр третьего века н.э. и стена 5000 до н.э. Пофотографировались, поужинали, выпили за себя, было хорошо. К двенадцати ночи пришли на вокзал (мы заходили раньше, но нам сказали, что билеты продаются только в день отъезда), и нам сказали, что билетов нет. И на следующий поезд тоже нет. Но, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что билеты продают, но не обещают, что можно будет сесть. Не вопрос, мы взяли билеты в первый класс (разница между первым и вторым 60р) и пошли караулить поезд. В вагоне оказалась куча свободных мест, мы завернулись в спальники и в 6 утра проснулись в Бургасе. Такси – Солнечный Берег – море – солнце – песок, короче приступили к отдыху. В тот вечер мы пошли ужинать в ресторан и хозяин поставил нам бутылку шампанского, просто так. Вот так. Это было 17-го, а 18-го утром мы улетели в Москву. Теперь у нас новый прикол: "Простите, а вы не подскажете, как пройти к Рильскому монастырю в два часа ночи ?". Лопата.

Катя, 21 сентября 2006 г.

P.S. В заключение хочу добавить, что горжусь Лизой, она молодец, настоящий друг и верный товарищ. Лиза – ты супер.